Гостиницы относятся к тем типам недвижимости, где эксплуатация объекта настолько тесно переплетается с самой собственностью, что их бывает сложно разграничить с целью оценки.

Положим, если недвижимость — это только строение и земельный участок, то какая доля стоимости гостиницы связана с тем, что не является недвижимостью: меблировкой, обстановкой, ресторанами, услугами по проведению конференций и прочими предоставляемыми услугами?

Стоимость доходной недвижимости зависит от способности земли и строений приносить арендную плату. Однако к гостиницам трудно применить это определение, так как считать гостиницу лишь объектом недвижимости не совсем верно. Обычно гостиницы взимают плату, исходя из количества ночей, и их способность приносить заработок обусловлена такими независимыми от недвижимости факторами, как уровень и качество предоставляемых услуг, наличие и комфортность дополнительно предоставляемых услуг и уровень создаваемой атмосферы. Поэтому оценка гостиниц — трудный процесс, для которого приглашаются специалисты со знанием всевозможных ценообразующих факторов, влияющих на стоимость гостиницы. Таким образом, несмотря на то что гостиницы обычно считаются недвижимостью, при оценке они все же рассматриваются и как недвижимость, и как бизнес.

Обычно при оценивании гостиницы применяются три традиционных подхода (затратный, сравнительный и доходный), как и при оценке других доходных активов, будь то объекты недвижимости или бизнеса. Для того чтобы учесть все элементы, образующие стоимость функционирующей гостиницы, при затратном методе оценки следует учесть все нематериальные ценности, связанные с брендом гостиницы и ее функционированием как единого бизнеса и его стабильностью. При доходном методе рассматриваются расходы по замене быстроизнашивающихся предметов и сложного оборудования. А метод сравнения продаж обязан включать корректировки на потенциальную разницу в физическом состоянии и финансовом статусе гостиниц, заявленных в сделках по продаже.

Поскольку стоимость гостиницы на определенную дату оценки зависит от ее способности приносить чистый заработок в будущем, при оценке этой стоимости чаще всего применяется прибыльный подход. Для прогнозирования будущего дохода гостиницы оценщики анализируют гостиничный базар. Текущая стоимость этого прогнозируемого дохода и определяет готовность рынка предложить за гостиницу ту или иную сумму.

Прогноз чистого дохода гостиницы напрямую зависит от рыночных условий, которые характеризуются объемом спроса на гостиничные номера и услуги, а также конкурентным предложением на рынке. Для анализа спроса предполагается, что клиентура гостиницы неоднородна и может быть разделена на различные категории: деловой туризм, посетители совещаний и конференций, сотрудники авиакомпаний, туристы (индивидуальные и групповые туры). Затем прогнозируется объем спроса по каждому сектору в будудем, а также производится прогноз неудовлетворенного и вынужденного спроса, которые могут возникнуть на рынке. Конкурентное предложение гостиничных номеров оценивается как совокупность количества сутко-номеров в год, включающая существующее предложение на рынке, предложения в рамках проектов в стадии реализации, а также гостиничных проектов, ожидаемых в будущем.

Для каждого года анализируемого периода возможная стоимость и заполняемость номеров определяются на основании прогноза показателей спроса и предложения. Это требует оценки конкурентоспособности гостиницы и сочетания уровня заполняемости и средней цены номера, которые можно достичь при ожидаемых рыночных условиях. главный источник доходов гостиницы — годовой заработок от сдачи номеров — рассчитывается как число занятых номеров, умноженное на достижимую цену номера (смотрите прилагаемую таблицу). заработок от других услуг, предоставляемых гостиницей, обычно поступает одновременно, в зависимости от возможной заполняемости гостиницы.

Для получения чистого дохода оценщик использует специальный комплект счетов, в которых представлены все источники дохода, соотносимые с гостиничным бизнесом. В случае если гостиница предоставляет полный комплект услуг, сюда, кроме дохода от сдачи номеров, входят: доходы от ресторанов, баров, кафе, доходы от услуг телефонной связи, услуг прачечной, услуг по организации конференций, доходы от бизнес-центра, фитнес-центра и от сдачи в аренду торговых помещений.

Чтобы определить текущую стоимость ожидаемого чистого годового дохода, используется ставка дисконтирования (коэффициент отдачи), которая отражает, как вероятный риск, связанный с эксплуатацией гостиницы, так и заинтересованность инвесторов в приобретении здания и оборудования гостиницы в настоящее время. Хотя гостиницы, безусловно, относятся к объектам недвижимости, они управляются как бизнес, что делает их оценку более сложной и не однозначной, чем в случае с обычными типами коммерческой недвижимости, где стоимость определяется в зависимости от уровня возможной арендной платы.
Источник:http://dagha-rielt.ru/